1

Художественное отделение


Художественное отделение Гимназии искусств при Главе Республики Коми 

 

Витязева Ирина Альбертовна

Заведующий художественным отделением

Больше 20 лет в Гимназии искусств развивается и растёт художественное отделение. На сегодня здесь обучается около 100 ребят с различных уголков нашей республики. Учёба на художественном отделении – это упорный, но интересный труд. С 2016 года художественное отделение перешло на освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства «Живопись», «Дизайн» и «Декоративно-прикладное творчество» с 5-ого по 9-ый класс. Живописцы осваивают академическое рисование и станковую живопись, академическую скульптуру. Дизайнеры изучают современные направления в проектировании, стилизации, бумажной пластике, компьютерной графике. Прикладники получают представление о традиционных народных ремёслах: вышивке, батике, керамике, ткачестве, технологии обработки бересты и древесины. С 2017 года было открыто предпрофессиональное архитектурное направление с 7-ого по 11-ый класс. Архитекторы изучают основы архитектурного проектирования, объёмно-пространственного макетирования, трёхмерного компьютерного моделирования.

Все обучающиеся изучают великое наследие изобразительного, декоративно-прикладного и архитектурного искусства, посещая музеи и галереи, а также встречаясь с творческими людьми. А для совершенствования навыков, получения новой визуальной информации для гимназистов организуются выездные пленэры в Великий Устюг, Хотьково, Ростов Великий, Сольвычегодск, Торжок, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань. Сама возможность оказаться в другом пространстве, общение со сверстниками и педагогами  - мощный двигатель для творческих открытий.

Преподавателей на художественном отделении немного. Неповторимый почерк отличает М.В. Витязева. И.М. Попова, Е.В. Котова, С.В. Земская, И.А. Витязева, Ширяева Н.А., Макельки А.Э. сами являются выпускниками художественного отделения Гимназии искусств. Бессменные педагоги и основатели  отделения – Т.С. Шалчювене (Почётный работник общего образования Российской Федерации),  В.Н. Езовских (награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ) уже стали для поколений юных дарований не только проводниками в мир искусства, но и Учителями жизни. С.Н. Волошин со дня основания отделения обучает детей технологии и мастерству обработки бересты и дерева.  Набираются педагогического опыта молодые специалисты Р.Н. Зварич,  А.Э. Макельки, Ширяева Н.А.

            Художник работает на зрителя. Поэтому так важно уже сегодня участвовать в выставках и конкурсах разных уровней. Стало традицией ежегодное участие обучающихся и преподавателей отделения:

  • в республиканском смотре лучших работ архитектурно-художественного творчества «Зодчество года»;
  • во всероссийском конкурсе-олимпиаде детского архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина (Пенза),
  • в республиканской и всероссийской выставке-конкурсе «Вышитая картина» (Сыктывкар, Москва);
  • в республиканском детском художественном конкурсе «Зеркало природы»;
  • в межрегиональном конкурсе юных художников «Синяя птица» (г. Котлас);
  • в межрегиональном конкурсе «Наследники Васнецовых» (г.Киров);
  • в Строгановской олимпиаде (г.Москва);
  • в международном конкурсе-выставке детского рисунка (Битола, Республика Македония);
  • в республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми» в рамках всероссийской научно-социальной программы «Шаг в будущее»;
  • в республиканской межшкольной учебно-исследовательской конференции учащихся общеобразовательных учреждений Республики Коми «Первые шаги»;
  • Республиканской студенческой научно-практической конференции «Культура и образование: история и современность, перспективы развития»;
  • в международном конкурсе «Красота Божьего мира»;
  • в республиканском конкурсе детского творчества «Зеркало природы»;
  • в межрегиональной конференции «Спиридоновские чтения»;
  • в межрегиональном открытом конкурсе детского и юношеского изобразительного искусства «Мир, в котором мы живем»;
  • во всероссийском фестивале одаренных детей «Уникум».
  • в Региональном этапе Международного детского конкурса «Школьный патент – шаг в будущее 2019»

​С прошлого учебного года отделение проводит свой Республиканский конкурс детского художественного творчества "По реке времени". Первый конкурс был посвящён мифологии родного края, его культурно-историческому наследию. Номинации конкурса: мифологический портрет, мифологический пейзаж, иллюстрация к сказке, комикс, буквица. В этом году конкурс будет посвящён 75-летию Великой Победы. Конкурс проводится в два этапа: заочный (до февраля) и очный (март). По итогам конкурса организуется выставка и выпускается каталог с работами победителей и призёров. В рамках конкурса проводится семинар-практикум для преподавателей.

Уже несколько лет на отделении успешно развивается школьная компания «Art-money», которая представляет Гимназию на республиканских и региональных школьных ярмарках. Участники команды осваивают основы бизнеса в сфере искусства, разрабатывают маркетинговые приёмы, привлекая своего покупателя. Компания не раз становилась победителем и обладателем Гран-при. На базе художественного отделения открыта студия анимация "Муля", где ребята осваивают секреты перекладной и пластилиновой мультипликации. Руководит студией наш молодой специалист - архитектор Зварич Р.Н. Работа в команде позволяет юным художникам развивать свои командные качества, распределять функции и совместно работать над проектом.  Художественное отделение всегда открыто сотрудничеству с другими подразделениями нашей Гимназии искусств. Музыканты и театралы помогают нам с торжественными событиями в наших мероприятиях, а мы, в свою очередь, помогаем в оформлении всех гимназических мероприятий. Работами наших обучающихся украшена вся Гимназия от интерната до Концертного зала.  Признание значимости и серьёзности успехов учащихся и преподавателей отделения выражается и в получении стипендий разных уровней. Серебряными медалистами закончили гимназию в 2004 году Светлана Земская, в 2005 году Екатерина Котова, Ирина Худяева – стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена» (1995 год), ныне преподаватели гимназии искусств. Екатерина Тихонюк (2005 год), Алексей Гарштя (2006 год), Андрей и Александр Мольковы (2007 год), Нина Игнатова (2008 год), Вяткин Виталий (2013, 2015 годы), Власенко Валерия (2014 год), Михайлов Максим и Степанова Ангелина (2018год) – стипендиаты Правительства Республики Коми. Вера Петровская – стипендиат Всемирной организации представителей делового мира и интеллигенции «Ротари-клуб» (2006 год). Стипендией имени Ю.А. Спиридонова отмечены Попова Мария (2018 год), Моторина Виктория (2019 год).

На художественном отделении гимназии традиционным стал выездной пленэр, организаторами и руководителями которого являются преподаватели отделения. За долгие годы плодотворной работы уже сложились определенные маршруты. Как правило, это выезды в древнерусские города, которые являются и крупными православными центрами, в которых сохранились уникальные архитектурные памятники истории и культуры России, и центрами народных ремёсел, вызывающими интерес туристов по всему миру. Младшие классы (2-й и 3-й год обучения) выезжают в близлежащие города: Великий Устюг, Вологда. Уже будучи старшеклассниками (4-й, 5-й год обучения) ребята продолжают развивать и обогащать свой визуальный опыт, художественные навыки, знакомясь с городами Золотого кольца, которые наиболее ярко отображают великое прошлое нашей страны, историческую и культурную ценность земли русской. Это такие города, как: Сергиев Посад, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кострома. В прошлом году группа обучающихся участвовала в Крымском Арт-кампусе, организованном Международным Союзом педагогов-художников. Самые отчаянные обучающиеся и преподаватели идут в этнографические экспедиции совместно с нашими гуманитариями в качестве походных художников.

Большую роль в образовательном процессе на художественном отделении гимназии играет историческое и духовное наследие, культура нашего родного края. В связи с этим также осуществляется пленэрная практика с выездами по святым местам Земли Коми: село Усть-Вымь, село Ыб, село Ульяново, которые знамениты уникальными и самобытными архитектурными православными сооружениями. Итогом каждого выездного пленэра является выставка работ обучающихся "Мичлун миян гŏгŏр" (Красота вокруг нас), составление альбома с отзывами ребят и фотографиями. Довольно часто и успешно наши юные художники участвуют в различных конкурсах, отправляя работы, выполненные во время пленэрной практики, или композиции, основанные на пленэрных этюдах и зарисовках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционно на художественном отделении Гимназии искусств под руководством преподавателя ребята выпускных классов выполняют итоговую творческую работу, которую они должны защитить перед комиссией. Это своеобразная репетиция перед государственным итоговым экзаменом. При распределении тем учитываются способности ученика к тому или иному виду и жанру изобразительного искусства, его психологические особенности режима работы. Например, если ребёнок проявляет интерес к ручному труду, ему предлагается выполнить изделие из дерева или бересты. Ребята, обладающие незаурядными способностями в академическом рисовании, выполняют работу по станковой живописи, где надо разработать сюжет, найти образы героев. Есть такие ребята, которые тяготеют к декоративной манере исполнения натюрмортов и пейзажей. Лишь немногие отваживаются выполнить итоговую творческую работу по дизайну и архитектуре, так как здесь требуется образно-символьное воображение, основанное на абстрактных композиционных приёмах.

Вывод: процесс работы над итоговой творческой работой самый важный опыт учебно-исследовательской деятельности обучающегося. Ставя перед собой цель и определяя рад задач и актуальность проекта, ученик формулирует концепцию проекта, то есть графическое выражение идеи. Именно здесь он использует весь накопленный багаж знаний и умений. Ученик перерабатывает весь собранный материал в виде аналогов, эскизов, чертежей, тем самым постигает логику возникновения художественного произведения. Выбирая технику исполнения, материалы, сюжет, автор руководствуется своими личными предпочтениями либо разумной целесообразностью, то есть принимает авторское решение. Проходя через испытание публичного доклада и защиты итоговой творческой работы, обучающийся впервые видит свой законченный проект, как продукт длительной исследовательской и творческой работы. Он чувствует значимость своей работы. Участвуя в учебно-исследовательских конференциях, конкурсах, выслушивая комментарии комиссии, дискутируя по заданным вопросам, автор учится апеллировать профессиональными терминами и понятиями, аргументировать те или иные авторские решения. А, вкусив плод победы на таких мероприятиях, обучающийся обретает уверенность в своих способностях и чувство собственного авторского достоинства. По итогам защиты художественное отделение ежегодно выпускает Каталог итоговых творческих работ.

Большинство выпускников 9-ых и 11-ых классов художественного отделения Гимназии искусств продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях по профилю в Сыктывкаре, Ухте, Ярославле, Чебоксарах, престижных академиях,  университетах и институтах Санкт-Петербурга и Москвы.


Поздравляем победителей и призёров, а также их наставников VI Межрегионального открытого конкурса детского и юношеского изобразительного искусства "Мир, в котором мы живем"

1 ноября в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже имени И.А. Куратова состоялось торжественное закрытие VI межрегионального конкурса "Мир, в котором мы живем". В конкурсе приняли участие 113 человек из 15 учебных учреждений культуры и дополнительного образования. Жюри рассмотрело все заявленные творческие работы и выявило победителей. От Гимназии искусств в конкурсе приняли участие 15 обучающихся художественного отделения, 10 из них стали победителями и призёрами и заслуженно получили свои награды и подарки. Подробнее...


Поздравляем наших победителей и их преподавателей!

10 октября 2019 года  в Национальной галерее Республики Коми подвели итоги Республиканского творческого конкурса "Наследие предков"! Подробнее...


Итоги участия обучающихся художественного отделения в V Международной программе "Профориентация юных художников" в г. Санкт-Петербург

5-9 октября 2019 г. в г. Санкт-Петербург проходила V Международная программа "Профориентация юных художников" (далее – Программа) 5-9 октября 2019 г. в г. Санкт-Петербург проходила V Международная программа "Профориентация юных художников" (далее – Программа) с посещением ведущих художественных ВУЗов с обсуждением вопросов поступления и обучения. Организаторами Программы выступил Международный Союз педагогов-художников России. Под своим крылом Союз собрал 140 участников из 13 регионов России и Казахстана. Наш регион представляла делегация из 11 обучающихся 9-11 классов художественного отделения Гимназии искусств при Главе Республики Коми под руководством преподавателя Витязевой Ирины Альбертовны. Подробнее...


Открытие выставки "Мичлун миян гöгöр" (Красота вокруг нас)

13.09.2019 в стенах Гимназии состоялось открытие очередной выставки работ обучающихся по итогам пленэра 2019 г. "Мичлун миян гöгöр" (Красота вокруг нас). В этом году художники пленэрили в  четырёх  направлениях: в Республике Коми, в Республике Крым, в Нижнем Новгороде и в Пермском крае в рамках экспедиции "Тропою предков". Пленэр – это уникальная практика для начинающих художников, где они учатся не только видеть и передавать красоту окружающей природы, фиксируя различные состояния освещения, но и учатся работать в полевых условиях на открытом воздухе. Подробнее...


Заключительный этап Всероссийской культурно-просветительской акции для одаренных детей Всероссийский фестиваль юных художников "УНИКУМ"

14-17 ноября 2018 г. в Санкт-Петербурге в рамках Международного культурногофорума заключительный этап VII Всероссийского фестиваля одаренных детей "Уникум". Фестиваль проходит под патронатом Министерства культуры Российской Федерации с 2012 года. Главное условие конкурса - это отражение культурного и духовного наследия поселков, регионов и городов, которые представляют участники. Подробнее...




Документы

Приказ от 05.04.2019 г. № 279-од Об итогах I Республиканского конкурса детского художественного творчества "По реке времени"

Положение о художественном отделении государственного профессионального образовательного учреждения "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова

План работы художественного отделения на  2019-2020 учебный год

План работы МО преподавателей художественного отделения на  2019-2020 учебный год

Фонды оценочных средств к итоговой аттестации обучающихся ДПОП Живопись

Положение о порядке и основаниях перевода обучающихся музыкального и художественного отделений

Положение об итоговой аттестации обучающихся художественного отделения;

Положение о пленэре обучающихся

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся художественного отделения


Поздравляем!

 

Поздравляем с победой на Всероссийской конференции обучающихся "ОБРЕТЁННОЕ ПОКОЛЕНИЕ – НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, ДУХОВНОСТЬ"! 

Поздравляем участников и победителей Регионального этапа Международного детского конкурса "Школьный патент - шаг в будущее"

Поздравляем участников и победителей Всероссийского конкурса-олимпиады архитектурно-художественного творчества

Поздравляем победителей открытого Межрегионального конкурса по рисунку, живописи, композиции, скульптуре и истории изобразительного искусства "Наследники Васнецовых"

Поздравляем победителей XVII Межрегионального конкурса юных художников "Синяя птица"

Поздравляем участников и победителей 23-го республиканского смотра лучших архитектурных объектов, информационных материалов и работ детского архитектурно-художественного творчества "Зодчество года"


Методическая работа.

Приказ от 18.06.2018 г. № 472-од "Об утверждении Положения об электронном журнале дополнительного предпрофессионального образования Государственного профессионального образовательного учреждения "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова"

Приказ от 28.03.2018 г. № 240/1-од "Об утверждении Положения о методическом объединении преподавателей дополнительного предпрофессионального образования в области искусств Государственного профессионального образовательного учреждения "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова"

Каталог итоговых творческих работ выпускников художественного отделения 2016 года

Каталог итоговых творческих работ выпускников художественного отделения 2017 года

Статья "Итоговая творческая работа как способ формирования необходимых компетенций будущего художника" (автор - Витязева И.А.)

Презентация к статье "Итоговая творческая работа как способ формирования необходимых компетенций будущего художника" (автор - Витязева И.А.)

Статья "Применение модульной системы "Креструктор" в художественно-архитектурном образовании детей" (автор – Витязев М.В.)

Статья "Роль пленэрной практики в духовно-нравственном воспитании обучающихся" (авторы – Попова И.М., Земская С.В.)

Статья "Духовно-нравственное воспитание юных художников на основе изучения архитектурных памятников православной культуры" (автор – Земская С.В.)

Методическое пособие по бумагопластике "Квиллинг" (автор – Земская С.В.)

Ссылки на персональные сайты педагогических работников:

Электронные публикации:


Пример заголовка

Интернет приемная

Ваши обращения и вопросы, можно отправить в Интернет-приемную и получить качественную помощь, ответы и консультацию