1

Художественное отделение


Художественное отделение Гимназии искусств при Главе Республики Коми 

 

Витязева Ирина Альбертовна

Заведующий художественным отделением

Больше 20 лет в Гимназии искусств развивается и растёт художественное отделение. На сегодня здесь обучается около 100 ребят с различных уголков нашей республики. Учёба на художественном отделении – это упорный, но интересный труд. С 2016 года художественное отделение перешло на освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства «Живопись», «Дизайн» и «Декоративно-прикладное творчество» с 5-ого по 9-ый класс. Живописцы осваивают академическое рисование и станковую живопись, академическую скульптуру. Дизайнеры изучают современные направления в проектировании, стилизации, бумажной пластике, компьютерной графике. Прикладники получают представление о традиционных народных ремёслах: вышивке, батике, керамике, ткачестве, технологии обработки бересты и древесины. С 2017 года было открыто предпрофессиональное архитектурное направление с 7-ого по 11-ый класс. Архитекторы изучают основы архитектурного проектирования, объёмно-пространственного макетирования, трёхмерного компьютерного моделирования.

Все обучающиеся изучают великое наследие изобразительного, декоративно-прикладного и архитектурного искусства, посещая музеи и галереи, а также встречаясь с творческими людьми. А для совершенствования навыков, получения новой визуальной информации для гимназистов организуются выездные пленэры в Великий Устюг, Хотьково, Ростов Великий, Сольвычегодск, Торжок, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань. Сама возможность оказаться в другом пространстве, общение со сверстниками и педагогами  - мощный двигатель для творческих открытий.

Преподавателей на художественном отделении немного. Неповторимый почерк отличает М.В. Витязева. И.М. Попова, Е.В. Котова, С.В. Земская, И.А. Витязева, Ширяева Н.А., Макельки А.Э. сами являются выпускниками художественного отделения Гимназии искусств. Бессменные педагоги и основатели  отделения – Т.С. Шалчювене (Почётный работник общего образования Российской Федерации),  В.Н. Езовских (награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ) уже стали для поколений юных дарований не только проводниками в мир искусства, но и Учителями жизни. С.Н. Волошин со дня основания отделения обучает детей технологии и мастерству обработки бересты и дерева.  Набираются педагогического опыта молодые специалисты Р.Н. Зварич,  А.Э. Макельки, Ширяева Н.А.

            Художник работает на зрителя. Поэтому так важно уже сегодня участвовать в выставках и конкурсах разных уровней. Стало традицией ежегодное участие обучающихся и преподавателей отделения:

  • в республиканском смотре лучших работ архитектурно-художественного творчества «Зодчество года»;
  • во всероссийском конкурсе-олимпиаде детского архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина (Пенза),
  • в республиканской и всероссийской выставке-конкурсе «Вышитая картина» (Сыктывкар, Москва);
  • в республиканском детском художественном конкурсе «Зеркало природы»;
  • в межрегиональном конкурсе юных художников «Синяя птица» (г. Котлас);
  • в межрегиональном конкурсе «Наследники Васнецовых» (г.Киров);
  • в Строгановской олимпиаде (г.Москва);
  • в международном конкурсе-выставке детского рисунка (Битола, Республика Македония);
  • в республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми» в рамках всероссийской научно-социальной программы «Шаг в будущее»;
  • в республиканской межшкольной учебно-исследовательской конференции учащихся общеобразовательных учреждений Республики Коми «Первые шаги»;
  • Республиканской студенческой научно-практической конференции «Культура и образование: история и современность, перспективы развития»;
  • в международном конкурсе «Красота Божьего мира»;
  • в республиканском конкурсе детского творчества «Зеркало природы»;
  • в межрегиональной конференции «Спиридоновские чтения»;
  • в межрегиональном открытом конкурсе детского и юношеского изобразительного искусства «Мир, в котором мы живем»;
  • во всероссийском фестивале одаренных детей «Уникум».
  • в Региональном этапе Международного детского конкурса «Школьный патент – шаг в будущее 2019»

​С прошлого учебного года отделение проводит свой Республиканский конкурс детского художественного творчества "По реке времени". Первый конкурс был посвящён мифологии родного края, его культурно-историческому наследию. Номинации конкурса: мифологический портрет, мифологический пейзаж, иллюстрация к сказке, комикс, буквица. В этом году конкурс будет посвящён 75-летию Великой Победы. Конкурс проводится в два этапа: заочный (до февраля) и очный (март). По итогам конкурса организуется выставка и выпускается каталог с работами победителей и призёров. В рамках конкурса проводится семинар-практикум для преподавателей.

Уже несколько лет на отделении успешно развивается школьная компания «Art-money», которая представляет Гимназию на республиканских и региональных школьных ярмарках. Участники команды осваивают основы бизнеса в сфере искусства, разрабатывают маркетинговые приёмы, привлекая своего покупателя. Компания не раз становилась победителем и обладателем Гран-при. На базе художественного отделения открыта студия анимация "Муля", где ребята осваивают секреты перекладной и пластилиновой мультипликации. Руководит студией наш молодой специалист - архитектор Зварич Р.Н. Работа в команде позволяет юным художникам развивать свои командные качества, распределять функции и совместно работать над проектом.  Художественное отделение всегда открыто сотрудничеству с другими подразделениями нашей Гимназии искусств. Музыканты и театралы помогают нам с торжественными событиями в наших мероприятиях, а мы, в свою очередь, помогаем в оформлении всех гимназических мероприятий. Работами наших обучающихся украшена вся Гимназия от интерната до Концертного зала.  Признание значимости и серьёзности успехов учащихся и преподавателей отделения выражается и в получении стипендий разных уровней. Серебряными медалистами закончили гимназию в 2004 году Светлана Земская, в 2005 году Екатерина Котова, Ирина Худяева – стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена» (1995 год), ныне преподаватели гимназии искусств. Екатерина Тихонюк (2005 год), Алексей Гарштя (2006 год), Андрей и Александр Мольковы (2007 год), Нина Игнатова (2008 год), Вяткин Виталий (2013, 2015 годы), Власенко Валерия (2014 год), Михайлов Максим и Степанова Ангелина (2018год) – стипендиаты Правительства Республики Коми. Вера Петровская – стипендиат Всемирной организации представителей делового мира и интеллигенции «Ротари-клуб» (2006 год). Стипендией имени Ю.А. Спиридонова отмечены Попова Мария (2018 год), Моторина Виктория (2019 год).

На художественном отделении гимназии традиционным стал выездной пленэр, организаторами и руководителями которого являются преподаватели отделения. За долгие годы плодотворной работы уже сложились определенные маршруты. Как правило, это выезды в древнерусские города, которые являются и крупными православными центрами, в которых сохранились уникальные архитектурные памятники истории и культуры России, и центрами народных ремёсел, вызывающими интерес туристов по всему миру. Младшие классы (2-й и 3-й год обучения) выезжают в близлежащие города: Великий Устюг, Вологда. Уже будучи старшеклассниками (4-й, 5-й год обучения) ребята продолжают развивать и обогащать свой визуальный опыт, художественные навыки, знакомясь с городами Золотого кольца, которые наиболее ярко отображают великое прошлое нашей страны, историческую и культурную ценность земли русской. Это такие города, как: Сергиев Посад, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кострома. В прошлом году группа обучающихся участвовала в Крымском Арт-кампусе, организованном Международным Союзом педагогов-художников. Самые отчаянные обучающиеся и преподаватели идут в этнографические экспедиции совместно с нашими гуманитариями в качестве походных художников.

Большую роль в образовательном процессе на художественном отделении гимназии играет историческое и духовное наследие, культура нашего родного края. В связи с этим также осуществляется пленэрная практика с выездами по святым местам Земли Коми: село Усть-Вымь, село Ыб, село Ульяново, которые знамениты уникальными и самобытными архитектурными православными сооружениями. Итогом каждого выездного пленэра является выставка работ обучающихся "Мичлун миян гŏгŏр" (Красота вокруг нас), составление альбома с отзывами ребят и фотографиями. Довольно часто и успешно наши юные художники участвуют в различных конкурсах, отправляя работы, выполненные во время пленэрной практики, или композиции, основанные на пленэрных этюдах и зарисовках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционно на художественном отделении Гимназии искусств под руководством преподавателя ребята выпускных классов выполняют итоговую творческую работу, которую они должны защитить перед комиссией. Это своеобразная репетиция перед государственным итоговым экзаменом. При распределении тем учитываются способности ученика к тому или иному виду и жанру изобразительного искусства, его психологические особенности режима работы. Например, если ребёнок проявляет интерес к ручному труду, ему предлагается выполнить изделие из дерева или бересты. Ребята, обладающие незаурядными способностями в академическом рисовании, выполняют работу по станковой живописи, где надо разработать сюжет, найти образы героев. Есть такие ребята, которые тяготеют к декоративной манере исполнения натюрмортов и пейзажей. Лишь немногие отваживаются выполнить итоговую творческую работу по дизайну и архитектуре, так как здесь требуется образно-символьное воображение, основанное на абстрактных композиционных приёмах.

Вывод: процесс работы над итоговой творческой работой самый важный опыт учебно-исследовательской деятельности обучающегося. Ставя перед собой цель и определяя рад задач и актуальность проекта, ученик формулирует концепцию проекта, то есть графическое выражение идеи. Именно здесь он использует весь накопленный багаж знаний и умений. Ученик перерабатывает весь собранный материал в виде аналогов, эскизов, чертежей, тем самым постигает логику возникновения художественного произведения. Выбирая технику исполнения, материалы, сюжет, автор руководствуется своими личными предпочтениями либо разумной целесообразностью, то есть принимает авторское решение. Проходя через испытание публичного доклада и защиты итоговой творческой работы, обучающийся впервые видит свой законченный проект, как продукт длительной исследовательской и творческой работы. Он чувствует значимость своей работы. Участвуя в учебно-исследовательских конференциях, конкурсах, выслушивая комментарии комиссии, дискутируя по заданным вопросам, автор учится апеллировать профессиональными терминами и понятиями, аргументировать те или иные авторские решения. А, вкусив плод победы на таких мероприятиях, обучающийся обретает уверенность в своих способностях и чувство собственного авторского достоинства. По итогам защиты художественное отделение ежегодно выпускает Каталог итоговых творческих работ.

Большинство выпускников 9-ых и 11-ых классов художественного отделения Гимназии искусств продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях по профилю в Сыктывкаре, Ухте, Ярославле, Чебоксарах, престижных академиях,  университетах и институтах Санкт-Петербурга и Москвы.



Поздравления

Поздравляем призёров ХХ Всероссийского конкурса юных художников "Синяя птица"!

17-18 апреля 2021 года в г. Котлас Синяя птица собрала под своим крылом юных художников со всего Северо-Запада России. Организатором конкурса является МОУ ДО Котласская школа искусств №7 "Гамма" при поддержке Исполнительной дирекции Союза городов Центра и Северо-Запада России. Из 100 ребят 20 муниципальных образований разных регионов России приняли участие в состязаниях. Подробнее...


Поздравляем наших победителей Межрегиональной олимпиады школьников Имени В.Е. Татлина среди 8-9 классов! 

Напомним, что состязания проходили в дистанционном формате в онлайн-режиме под прицелом веб камер. 24-26 февраля 3 дня подряд 13 обучающихся художественного отделения, прошедшие отборочный этап, состязались в рисунке, графике и композиции. Задания были необычными и сложными. В результате 4 призовых места, которые дают право победителям войти в федеральный реестр одарённых детей. Подробнее...


Поздравляем участников республиканской  выставки "Таланты 21 века"

25 февраля 2021 года в картинной галерее "Пейзажи Севера" произошло единение художников и музыкантов, а точнее, состоялось открытие выставки "Таланты 21 века", которая является частью проекта, организованного с целью выявления и поддержки одарённых детей Республики Коми в области музыки и изобразительного искусства. На выставке были представлены произведения живописи, графики и плаката в разнообразных техниках и жанрах обучающихся школ искусств, художественных школ Сыктывкара, Печоры, Ухты, Усинска, Воркуты, Княжпогостского района, а также студентов Колледжа искусств РК. Подробнее...


Поздравляем победителей и призёров, а также их наставников Межрегиональной олимпиады школьников им. В.Е. Татлина (г. Пенза)!!

В олимпиаде по рисунку головы победила Елизавета Ковальчук и заслужила Диплом I степени (преп. Витязева И.А.). Наличие диплома даёт право поступить в Пензенский государственный университет архитектуры и строительства без экзаменов.
В Международной выставке архитектурно-художественного творчества в рамках олимпиады награды получили:
Егор Киселёв (11 класс) – Диплом I степени (преп. Зварич Р.Н.),
Рената Попова (10 класс) - Диплом I степени (преп. Земская С.В.),
Ульяна Вишератина (11 класс) – Диплом II степени (преп. Зварич Р.Н.),
Андрей Дмитрошин (6в класс) – диплом III степени (преп. Попова И.М.).



Документы

Заведующий художественным отделением

Педагогический состав художественного отделения

Приказ от 05.04.2019 г. № 279-од Об итогах I Республиканского конкурса детского художественного творчества "По реке времени"

Положение о художественном отделении государственного профессионального образовательного учреждения "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова

План работы художественного отделения на  2020-2021 учебный год

План работы МО преподавателей художественного отделения на  2019-2020 учебный год

Результативность обучающихся

Итоги конкурсно-выставочной деятельности за I полугодие 2020-2021 учебного года

Фонды оценочных средств к итоговой аттестации обучающихся ДПОП Живопись

Положение о порядке и основаниях перевода обучающихся музыкального и художественного отделений

Положение об итоговой аттестации обучающихся художественного отделения;

Положение о пленэре обучающихся

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся художественного отделения

Архив художественного отделения за 2019-2020 год


Методическая работа.

Приказ от 18.06.2018 г. № 472-од "Об утверждении Положения об электронном журнале дополнительного предпрофессионального образования Государственного профессионального образовательного учреждения "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова"

Приказ от 28.03.2018 г. № 240/1-од "Об утверждении Положения о методическом объединении преподавателей дополнительного предпрофессионального образования в области искусств Государственного профессионального образовательного учреждения "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова"

Каталог итоговых творческих работ выпускников художественного отделения 2017 года

Статья "Итоговая творческая работа как способ формирования необходимых компетенций будущего художника" (автор - Витязева И.А.)

Презентация к статье "Итоговая творческая работа как способ формирования необходимых компетенций будущего художника" (автор - Витязева И.А.)

Статья "Применение модульной системы "Креструктор" в художественно-архитектурном образовании детей" (автор – Витязев М.В.)

Статья "Роль пленэрной практики в духовно-нравственном воспитании обучающихся" (авторы – Попова И.М., Земская С.В.)

Статья "Духовно-нравственное воспитание юных художников на основе изучения архитектурных памятников православной культуры" (автор – Земская С.В.)

Методическое пособие по бумагопластике "Квиллинг" (автор – Земская С.В.)

Презентация. Акварельный натюрморт в английской технике живописи по сырому листу бумаги. Этапы выполнения. (Автор: Витязев М.В.)

Презентация. Этюд фигуры в национальном костюме. Акварель. Этапы работы. (Автор: Витязев М.В.)

Видео-презентация. Пленэр в рамках этнографической экспедиции «Тропою предков». (Автор: Витязев М.В.) - https://vk.com/video-75839402_456239044

Статья. Проблемы узкой специализации детей художественного профиля в системе ФГТ. (Автор: Витязева И.А.)

Статья. Дизайн-мышление как метапредметный результат в системе дополнительного дизайн образования детей. (Автор: Витязева И.А.)

Презентация. Решение задач по цветовой гармонии на уроках дизайна. (Автор: Витязева И.А.)

Статья. Духовно-нравственное воспитание юных художников гимназии искусств на уроках станковой композиции. Житие Стефана пермского. (Автор: Езовских В.Н.)

Авторская программа по станковой композиции «Традиция и современность». (Автор: Езовских В.Н.)

Презентация авторской программы по станковой композиции-Традиция и современность. (Автор: Езовских В.Н.)

Статья. Ю.А. Спиридонов. Знаменательная дата как стимул для творчества юных художников (к 80-летию со дня рождения) (Авторы: Езовских В.Н., Земская С.В.)

Мастер-класс. Новогодний сувенир (открытка с вырубкой, элементами квиллинга и графического декора) (Автор: Земская С.В.)

Мастер-класс по бумажной пластике. Цветочные фантазии. (Автор: Земская С.В.)

Статья. Компьютерная анимация как метапредметный вид творчества. (Автор: Зварич Р.Н.)

Методические рекомендации к построению гипсовой головы Сократа. (Автор: Зварич Р.Н.)

Конспект урока. Декоративная композиция в иллюстрации народного эпоса и мифологии. (Автор: Попова И.М.)

Методическая разработка. Стилизация и трансформация животных в орнаментальные мотивы. (Автор: Попова И.М.) 

Наглядное пособие. Способы декоративизации натюрморта. (Автор: Попова И.М.)

План-конспект мастер-класса для педагогов ДХШ. Изготовление открытки-панно в технике батик. (Автор: Попова И.М.)

Наглядное пособие по пленэрной практике. (Автор: Шалчювене Т.С.)

Статья. Знакомство детей с историей и традициями коми-края с помощью мультипликационного контента. (Авторы: Ширяева Н.А., Зыков С.Н.)


Ссылки на персональные сайты педагогических работников:

Электронные публикации:


Интернет приемная

Ваши обращения и вопросы, можно отправить в Интернет-приемную и получить качественную помощь, ответы и консультацию